18 июня 2022, 10:00

Судьба человека порой совершает такие крутые повороты, которые не способно нарисовать даже самое богатое воображение. Именно так случилось с инженером-железнодорожником Тенгизом Шавгулидзе.

Изобретатель Тенгиз Шавгулидзе

Тенгиз Евгеньевич Шавгулидзе родился в декабре 1913 года в городе Кутаиси в семье машиниста паровоза. Это было время технологического расцвета Российской империи. Железная дорога современной Грузии, ведущая своё начало с 1872 года от небольшого участка Тифлис – Поти, к 1913 году «опутывала» практически всю территорию Тифлисской и Кутаисской губерний, а профессия машиниста паровоза являлась престижной и высокооплачиваемой. Евгений Шавгулидзе, отец будущего изобретателя, сумел привить сыну любовь к железной дороге, а в особенности к пневматическому оборудованию подвижного состава. Жизнь в Кутаиси подарила Тенгизу Шавгулидзе сильный грузинский акцент, оригинальную харизму и притягательное обаяние, которые не оставляли равнодушным никого, кто был с ним знаком. Но его семейному счастью помешала революция, в результате которой семья оказалась в Москве. Отец устроился на работу машинистом на Московский тормозной завод, где его ценили не только за мастерство управления паровозом, но и за помощь, которую он оказывал при конструировании и испытании тормозных приборов.

Тенгиз Шавгулидзе с раннего детства пропадал у отца на работе, а по окончании школы сам устроился слесарем и помощником машиниста паровоза. В 1937 году он успешно окончил Московский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта. Талантливого молодого специалиста сразу заметили. За неполные два года он дослужился до должности старшего инженера – диспетчера Центрального паровозного управления НКПС, при этом не переставая заниматься рационализаторством. Первый патент в области тормозного оборудования Тенгиз Шавгулидзе получил уже в 1938 году. А через год он был призван в Красную Армию, где служил в железнодорожных войсках командиром тягового взвода железнодорожной бригады. Начало Великой Отечественной войны Тенгиз Шавгулидзе встретил в самом пекле ожесточённых боев на территории Украины. Осенью 1941 года он попал в окружение. Потеряв сознание, раненый командир оказался в немецком плену, но стойко вынес изнурительный труд, голод и тяжёлую зиму. С помощью белорусских подпольщиков он вырвался из лагеря и с группой товарищей в июне 1942 года вступил в ряды одного из партизанских отрядов Минской области.

Немецкий эшелон, пущенный под откос партизанами

Творческая мысль и мастерство Тенгиза Шавгулидзе проявились в отряде в первые же дни, когда командование поручило ему организовать ремонт и восстановление оружия и военного имущества. Товарищи искренне удивлялись, как он легко возвращал в строй вроде бы безнадежно разбитый пулемет или автомат, осваивал трофейное оружие. Командование высоко ценило Тенгиза Шавгулидзе за незаурядную техническую смекалку, столь необходимую в отряде. За ним сразу же закрепилась репутация «главного изобретателя» и даже «главного инженера».

Клин Шавгулидзе, в 1943 году закопанный в лесу отступающей группой партизан, которую преследовали фашисты. Спустя почти 30 лет командир группы выкопал клин и передал его в Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны

Первым его изобретением стал знаменитый клин Шавгулидзе (переводная стрелка Шавгулидзе)– устройство, предназначенное для пуска под откос эшелонов противника. Стандартная операция подразумевала закладку взрывчатки на рельсовый путь и её подрыв в момент прохождения эшелона. Такая система имела ряд недостатков и в первую очередь требовала наличие самой взрывчатки, с которой у партизан были большие проблемы. Кроме того, детонация взрывчатки под поездом, как правило, нарушала целостность тормозной магистрали. Это приводило к автоматическому торможению эшелона, и в итоге часть вагонов оставалась на рельсах. Тенгиз Шавгулидзе сконструировал устройство, работающее по принципу железнодорожной стрелки. Оно монтировалось на ходовой рельс в течение всего нескольких минут. При наезде колесной парой на клин Шавгулидзе он в результате контакта гребня колеса и специальной рейки переводил колесную пару на наружную сторону пути, после чего эшелон полностью уходил под откос. Первый клин изобретатель лично установил в составе диверсионной группы на перегоне Лунинец – Калинковичи в Гомельской области Белоруссии. Результат превзошёл все ожидания: вражеский эшелон полностью сошёл с рельсов, на несколько дней парализовав движение на участке.

Как говорили партизаны, в руках Тенгиза Шавгулидзе мог стрелять даже кусок водопроводной трубы. Кроме клина он изобрёл изготавливаемые из гильз артиллерийских снарядов ручные гранаты, которые по действию и надежности превосходили промышленные образцы. Создав мастерскую, он сумел наладить их производство и только в течение 1943 года выпустил более 13 тысяч ручных гранат. Также одним из любимых партизанами изобретений Шавгулидзе стал ручной гранатомет, изготавливаемый на базе знаменитой винтовки системы Мосина. Конструкция была предельно проста: у винтовки спиливалась часть ствола, а на его место устанавливалась гильза 45-миллиметрового снаряда, в которую заряжалась граната, изготовленная из взрывчатки, извлечённой из неразорвавшихся авиабомб. Винтовка выстреливала холостым патроном, а образующееся давление газов выбрасывало гранату на расстояние до 300 метров! За первые месяцы кустарным способом было изготовлено около 120 ПРГШ – партизанских ружейных гранатометов Шавгулидзе, которые партизаны ласково называли «партизанской катюшей».

Гранатомёт Шавгулидзе

Командование Центрального штаба партизанского движения не хотело рисковать жизнью столь талантливого изобретателя, и в самом начале 1944 года его перевели для работы на Большую землю. В 1945 году Тенгиз Шавгулидзе демобилизовался, будучи автором более 20 уникальных образцов партизанского вооружения. Его наградили орденом Красного Знамени и медалью «Партизану Отечественной войны» II степени.

После войны Тенгиз Шавгулидзе вновь приступил к работе, позднее возглавил конструкторское бюро Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ). Под его руководством были разработаны уникальные образцы тормозного оборудования для железнодорожного транспорта. В 1951 году Советом министров СССР было принято решение о создании единого конструкторского бюро по тормозному оборудованию на базе Московского тормозного завода (сейчас – АО МТЗ «ТРАНСМАШ»). Результатом объединения в том числе стало создание в 1958 году знаменитого крана вспомогательного тормоза усл. №254 системы Шавгулидзе – Гринио, который до настоящего времени используется практически на каждом локомотиве отечественной постройки. Кроме того, благодаря этому решению в одной команде стали работать ведущие конструкторы тормозного оборудования СССР. Так началась совместная работа Тенгиза Шавгулидзе и другого гениального изобретателя, Ивана Матросова, – того самого, который разработал тормозную систему для первых типов вагонов Московского метрополитена. Именно в этот период Тенгиз Шавгулидзе увлёкся конструированием пневматического оборудования для вагонов метро.

Тормозной воздухораспределитель усл. № 337.004

Затем Тенгиз Шавгулидзе был приглашён на работу в московское метро и возглавил конструкторское бюро приборов Московского метрополитена. Большая часть сконструированных им аппаратов применяется до сих пор. Итогом работы изобретателя стали такие пневматические приборы, как дверной воздухораспределитель, авторежим, пневматический стеклоочиститель и сердце пневматики метровагонов – тормозной воздухораспределитель ВРШ усл. №337.004. На создание этого прибора ушло около 15 лет, он эксплуатируется на вагонах метро уже более полувека и до сих пор является одним из ведущих образцов тормозного оборудования. Не имея притертых узлов, ВРШ в полной мере обеспечивает работу автоматического, неистощимого тормоза и благодаря прямодействию обладает высокой скоростью наполнения сжатым воздухом тормозных цилиндров.

Тенгиз Шавгулидзе не один год преподавал в Технической школе Московского метрополитена, передавая свой бесценный опыт молодежи. В наше время ещё работают на метрополитене его ученики, которые помнят увлекательные лекции и своеобразный, «фирменный» подход к преподаванию предмета «Пневматическое оборудование вагонов метрополитена». «Электричэский тормоз как юный ветрэный дэвушка: хочу сработаю, хочу не сработаю… Пневматический тормоз надёжный, как моя жена!», – говорил Тенгиз Шавгулидзе на уроках. После таких слов учебная группа просто влюблялась в предмет и в преподавателя.

Итогом трудового пути Тенгиза Шавгулидзе стало 85 успешно внедренных на железнодорожном транспорте и метрополитене изобретений, за которые он был удостоен звания «Заслуженный изобретатель РСФСР». В 1987 году Тенгиз Евгеньевич скончался в возрасте 74 лет, похоронен на Введенском кладбище в Москве. Но память о самобытном партизане-изобретателе, оружейных дел мастере Тенгизе Шавгулидзе навсегда сохранится в сердцах потомков.

Все изображения взяты из открытых источников.

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Stanislav_Chernec_130 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Stanislav_Chernec_130
Участник

СПАСИБО!!! За лето партизанский «способ Шавгулидзе», надеюсь освоим с ребенком… Уверен, что на занятиях по истории — сообщение оценят по достоинству… Такие ПЕДАГОГИ достойны долгой памяти!!!