22 октября 2022, 09:56

Станция «Улица академика Янгеля» открылась 31 августа 2000 года. На станции впервые в Московском метрополитене для освещения платформы были применены натриевые лампы, дающие яркий оранжевый свет. «Улица академика Янгеля» стала первой станцией в Москве, где были смонтированы турникеты принципиально новой конструкции – с прозрачными открывающимися створками типа УТ-2000. Также станция является первой, где были установлены эскалаторы серий Е-25Т, хотя при этом эскалаторы более раннего поколения ЭТ продолжали устанавливаться при замене эскалаторов на старых станциях вплоть до 2004 года. В процессе строительства станция носила рабочее название «Россошанская», по располагающимся рядом одноимённым улице и проезду. Прямо перед открытием получила название по располагающейся рядом улице, увековечившей имя Михаила Кузьмича Янгеля – выдающегося советского учёного, конструктора ракетно-космической техники, основателя нового направления в области стратегических ракетных вооружений, связанного с созданием ракет на стабильных высококипящих компонентах топлива, ставших основой ракетных войск стратегического назначения, главного конструктора ОКБ «Южное». В 2005 году станцию предлагалось переименовать в «Партизанскую», однако это название в итоге досталось станции «Измайловский парк» на Арбатско-Покровской линии.

Конструктор Михаил Янгель

Михаил Кузьмич Янгель родился 25 октября (7 ноября) 1911 года в деревне Зырянова Иркутской губернии (сейчас – Нижнеилимский район Иркутской области, деревня затоплена водами Усть-Илимского водохранилища) в многодетной крестьянской семье (12 детей) Кузьмы Лаврентьевича и Ангелины Петровны Янгелей. Дед Михаила Кузьмича по отцовской линии Лаврентий был выслан из Черниговской губернии за бунтарство на каторгу, а затем на вечное поселение. С женой и детьми он в 1880-х годах поселился в селе Зырянова, где впоследствии родился будущий конструктор.

Кстати, любознательный учёный исследовал происхождение своей фамилии.  Он связывал её со словом «янга» – так называли ковш, в котором запорожцы варили еду. Так же именовали и человека, который черпал и раздавал еду. Есть и другая версия: фамилия происходила от украинского слова «янгол»,  что по-русски означает «ангел».

Братья Константин, Александр и Михаил Янгели

В 1926 году, окончив 6-й класс, Михаил Янгель переехал в Москву к брату Константину. Учась в 7 классе, подрабатывал в типографии – разносил по городу стопки печатной продукции. Окончив Школу фабрично-заводского ученичества, работал в 1929 – 1931 годах помощником мастера текстильной фабрики имени Красной армии и флота в городе Красноармейск Московской области. Одновременно учился на рабфаке. В 1931 году вступил в ВКП(б). В 1931 году поступил в Московский авиационный институт (МАИ), который окончил с отличием по специальности «Самолётостроение» в 1937 году. Во время учёбы был секретарём комитета комсомола МАИ. Ещё студентом МАИ поступил на работу в Конструкторское бюро (КБ) Н.И. Поликарпова и работал там конструктором, ведущим инженером, помощником главного конструктора, заместителем директора на авиационном заводе имени Менжинского в КБ Н.Н. Поликарпова (1935-1944). Осенью 1941 года вместе с авиазаводом №51 Михаил Янгель был эвакуирован в Новосибирск. Затем работал заместителем главного инженера ОКБ А.И. Микояна и ведущим инженером в КБ В.М. Мясищева. Участвовал в разработке самолётов И-153, ТИС, работе акционерного общества «Амторг» в США. Организовал доводку истребителей И-180 и И-185, модификацию самолёта По-2. В 1946 – 1948 годах работал в аппарате Министерства авиационной промышленности СССР. В 1948-1950 годах учился в Академии авиационной промышленности СССР, которую окончил с отличием.

В 1950 – 1951 года – начальник отдела, затем заместитель главного конструктора (1951 – 1952), директор (1952 – 1953), главный инженер (1953 – 1954) ОКБ-1 НИИ-88 в городе Калининград (сейчас – Королёв) Московской области. С 1954 года – главный конструктор Особого конструкторского бюро №586 в городе Днепропетровск (сейчас – Государственное предприятие «Конструкторское бюро «Южное» имени М.К. Янгеля»).

Михаил Янгель в США

В 1954 году Правительство по ходатайству Министерства обороны поручило ОКБ-586 разработку стратегической баллистической ракеты (БР) на стабильных компонентах топлива Р-12 с дальностью полёта 2000 км. Главным конструктором указанной ракеты в ОКБ-586 был назначен Михаил Янгель. Ракета Р-12 стартовала с первого пуска! Успешный старт первой ракеты укрепил позиции сторонников создания ракет на высококипящих компонентах топлива, с автономной системой управления. Но скептики не спешили с признанием: «Первый пуск – это еще не пуск. Посмотрим, что будет дальше…». А дальше был второй, третий… Для коллектива ОКБ и завода этот успех обернулся самым неожиданным образом: в Днепропетровск прибыл Никита Сергеевич Хрущёв, сосредоточивший к 1958 году в своих руках основные рычаги партийной, государственной, хозяйственной и военной власти. Хрущёв решил лично познакомиться с днепровскими ракетостроителями. Осмотром сборочных цехов завода, знакомством с новыми проектами Никита Сергеевич был явно доволен, щедро вручал награды отличившимся… Вскоре Хрущёв сделал на весь мир сенсационное заявление: «У нас производство ракет поставлено на конвейер. Недавно я был на одном заводе и видел, как там ракеты выходят, как сосиски из автоматов».

Михаил Янгель и Никита Хрущёв

Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «совершенно секретно») от 26 июня 1959 года за заслуги в деле создания специальной техники Михаилу Кузьмичу Янгелю присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручение ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1958 году Михаил Янгель начал разработку двухступенчатой с поперечным делением межконтинентальной ракеты Р-16 с моноблочной головной частью массой 140 тонн. Эта БР удовлетворяла всем современным тогда требованиям боевой эффективности и превосходила по своим основным параметрам американские межконтинентальные ракеты типа «Атлас» и «Минитмен-1». Несмотря на катастрофу, произошедшую при пуске первой ракеты Р-16 в конце 1960 года её лётно-конструкторские испытания были закончены в 1961 году, и в этом же году на боевое дежурство был поставлен полк таких ракетных комплексов.

Баллистическая ракета Р-16 на старте (слева), взрыв (вверху справа) и остатки ракеты на стартовом столе

При подготовке к первому испытательному пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 на космодроме Байконур 24 октября 1960 года случилась крупная катастрофа. За 30 минут до запланированного пуска произошёл несанкционированный запуск двигателя второй ступени Р-16. Произошло разрушение баков первой ступени и взрывообразное возгорание компонентов ракетного топлива. При взрыве погибли почти все, кто находился вблизи стартового стола. По официальным данным при пожаре погибло 74 человека, позже от ожогов и ран скончались ещё четверо (по другим данным погибло от 92 до 126 человек). Среди погибших был главнокомандующий РВСН, Главный маршал артиллерии Митрофан Неделин. Ненадолго отлучившийся перед стартом главный конструктор ОКБ-586 Михаил Янгель чудом остался жив. Он решил покурить и, чтобы не подавать дурного примера подчинённым, отошёл в курилку. И это спасло ему жизнь. Катастрофа была вызвана грубыми нарушениями правил техники безопасности при подготовке к пуску и стремлением успеть провести запуск не до конца подготовленной ракеты к приближавшемуся празднику – годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Данные о катастрофе были засекречены, и первые упоминания о ней в советских средствах массовой информации появились только в 1989 году.

В 1960 году Михаилу Янгелю была присвоена учёная степень доктора технических наук без защиты диссертации. В 1961 году он был избран действительным членом (академиком) АН Украинской ССР, а в 1966 году – академиком АН СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «совершенно секретно») от 17 июня 1961 года за особые заслуги в развитии ракетной техники, в создании и успешном запуске первого в мире космического корабля «Восток» с человеком на борту Михаил Кузьмич Янгель был награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».

На базе БР Р-16 Михаил Янгель разработал ещё более совершенную и мощную стратегическую межконтинентальную ракету Р-36 массой 180 тонн с моноблочной головной частью, принятую на вооружение в 1967 году. Данная ракета была разработана в двух вариантах: в обычном баллистическом и в орбитальном. Во втором случае головная часть выводится ракетой на низкую круговую околоземную орбиту с высотой порядка 200 км и с орбиты стартует в направлении цели. Это, как полагали, должно было привести к значительному усложнению системы ПРО вероятного противника, поскольку боеголовка могла проходить к цели с двух противоположных сторон. Использование орбитальной ракеты, естественно, снимало все ограничения дальности стрельбы. Такая орбитальная БР, которая могла поражать все цели на поверхности земного шара, была принята на вооружение в 1968 году. Самым известным детищем Михаила Янгеля стала 211-тонная ракета Р-36М, имевшая десять боевых блоков и получившая в западных странах название «Сатана». При её разработке конструктору пришлось долго отстаивать свою инновацию – миномётный старт, против которого выступали многие военные чиновники. Скептики считали, что такую огромную махину выбросить из шахты с помощью газогенератора просто невозможно, однако ученый смог доказать обратное.

Михаил Янгель с супругой Ириной Стражевой и внуками

Михаил Янгель обладал выдающимся конструкторском талантом, умел находить быстрые и неординарные решения в сложных условиях развития ракетного вооружения. Простота ракетных конструкций Михаила Янгеля при высоких лётно-технических характеристиках, надёжность функционирования и удобство эксплуатации сделали направление развития ракетного вооружения с использованием высококипящих компонентов топлива основой ракетного вооружения войск стратегического назначения – ракетно-ядерного щита нашего государства.

Почтовый конверт (1991)

При жизни имя Михаила Янгеля держалось в секрете. Впервые он был открыто назван выдающимся учёным и конструктором в области ракетно-космической техники в некрологе газеты «Правда». Создатель лучших на планете боевых ракет платит за свой успех платил инфарктами, последний из которых унёс его жизнь 25 октября 1971 года – в день своего 60-летнего юбилея.

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о