10 декабря 2022, 10:00

Станция «Чкаловская» была открыта 28 декабря 1995 года в составе первого пускового участка Люблинского радиуса («Волжская» – «Чкаловская»). Своё название получила по улице Чкалова, которой в 1992 году, ещё до открытия станции, было возвращено историческое название Земляной Вал. «Чкаловская» – пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Её оформление посвящено авиации и Герою Советского Союза лётчику Валерию Чкалову. Серо-голубой волнистый мрамор пилонов напоминает о воздушной стихии, а блестящие металлические элементы – об авиации. О ней же, точнее об аэродинамичных формах крыльев и фюзеляжей, напоминают и профили образующих своды потолка и пилонов конструкций. В торцах платформы располагаются керамические панно с изображениями завихрений облаков вокруг Земного шара. В вестибюле размещены стилизованные сварные металлические конструкции, напоминающие элементы конструкции самолётов. Кстати, кроме Москвы, станции с аналогичным названием есть в метрополитенах Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода.

Валерий Чкалов – легенда советской авиации

Валерий (имя при рождении Валериан) Павлович Чкалов родился 2 февраля (20 января) 1904 года в селе Василёво Балахнинского уезда Нижегородской губернии в семье мастера-котельщика казённых мастерских и домохозяйки. Сегодня родина лётчика носит его имя – город Чкаловск в Нижегородской области.

Валерий рано осиротел – его мать умерла, когда мальчику было всего шесть лет. Преподаватели в школе, где учился Чкалов, отмечали его выдающиеся аналитические и математические способности. При этом успеваемость у него была средней. После окончания школы отец отправил мальчика на учёбу в Череповецкое техническое училище. Однако из-за материальных трудностей и нехватки преподавателей в 1918 году училище закрылось. Валерий Чкалов вернулся домой и стал работать с отцом подручным молотобойца, а с началом навигации – кочегаром на землечерпалке «Волжская-1» и пароходе «Баян».

В 1919 году, когда Валерию Чкалову было всего 15 лет, он впервые увидел самолёт и, загорелся мечтой об авиации. Осенью того же года он вступил добровольцем в ряды Красной армии и начал работать учеником слесаря-сборщика самолётов в Канавинском авиационном парке в Нижнем Новгороде. В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевск в Военно-теоретическую школу авиации Рабоче-крестьянского красного воздушного флота РСФСР. После её окончания в апреле 1923 года он был направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебск во 2-ю военную школу летчиков Красного воздушного флота, где совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте Avro 504.

Валерий Чкалов (справа в тюбетейке) с товарищами по Борисоглебской школе лётчиков (20 мая 1924 года)

По окончании училища в октябре 1923 года, как один из лучших курсантов, Чкалов был направлен в Москву в 1-ю Высшую школу красных военных лётчиков РККА ВВФ, где он осваивал боевые самолёты (истребители Martinsyde и Фоккер С-3). В конце мая 1924 года он прибыл в Серпухов для обучения в Высшей военной авиационной школе воздушной стрельбы и бомбометания. В июне 1924 года в качестве военного лётчика-истребителя был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознамённую авиаэскадрилью им. П.Н. Нестерова. За время службы Чкалов проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Он часто совершал рискованные полёты, один из самых знаменитых эпизодов в его биографии – пролёт под мостом Равенства (сейчас – Троицкий мост в Санкт-Петербурге). За свои поступки и лихачества он неоднократно подвергался взысканиям и даже приговаривался к лишению свободы – 16 ноября 1925 года Валерий Чкалов был осуждён военным трибуналом на 1 год за «дискредитацию авторитета и звания командира-бойца Красной армии» (вышел на службу в пьяном виде). Но у него всегда находились заступники, взыскания снимались, наказания смягчались.

Курсант Валерий Чкалов (крайний справа)

В конце июня 1927 года Валерий Чкалов был направлен в Липецк на курсы усовершенствования лётного мастерства. В это время в Липецке обучались иностранные (в основном немецкие) лётчики-истребители. В показательных полётах Чкалов занял первое место. 15 декабря 1927 года он прибыл в Брянск, в 15-ю авиационную бригаду имени ЦИК СССР. При перелёте из Гомеля в Брянск в составе звена произошла авария – при подлёте к железной дороге Унеча – Орша Чкалов врезался в железнодорожные провода и потерпел аварию. Сам лётчик отделался царапинами и ушибом колена, а вот самолёт восстановлению уже не подлежал. В приказе начальника ВВС Белорусского военного округа были определены виновники аварии: ведущий Козырев и ведомый Чкалов, но командование авиабригады решило строго наказать только Чкалова. Его признали виновными в катастрофе и приговорили к году тюремного заключения. Позже реальный срок заменили условным. Валерия Чкалова направили в Ленинград, где он больше года работал лётчиком-инструктором в школе планеристов.

Валерий Чкалов (в центре) с Александром Беляевым и Георгием Байдуковым

В 1930 году Чкалов начинает работать лётчиком-испытателем в московском НИИ ВВС РККА. Он испытывает множество самолетов от истребителей и бомбардировщиков до штурмовиков и экспериментальных машин. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. В 1932 году НИИ ВВС был переведён с Ходынского поля в Москве на аэродром в районе города Щёлково Московской области. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью. 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управлявшийся экипажем Валерия Чкалова.

Писатель Алексей Толстой и лётчик Валерий Чкалов

С января 1933 года Чкалов вновь в запасе и переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода №39 имени Менжинского. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым он испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а также тяжёлых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3», большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Валерий Чкалов создал 15 фигур высшего пилотажа, некоторые из которых до сих пор не удается повторить. 5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и лётчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой – орденом Ленина.

Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром (10 августа 1936 года)

В 1936-1937 годах под руководством Валерия Чкалова были выполнены сверхдальние перелёты – сначала из Москвы на Дальний Восток, затем из Москвы в США. За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина. При этом медаль «Золотая Звезда», введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Кроме того, Валерию Чкалову был подарен личный самолёт У-2 (сейчас находится в музее в Чкаловске).

Валерий Чкалов около учебного самолёта У-2, подаренного ему Народным комиссариатом тяжёлой промышленности (1 апреля 1937 года)

Об исключительной пропагандистской важности этого перелёта для своего времени говорит то, что Сталин лично приехал на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся экипаж самолёта. С этого момента Валерий Чкалов приобрёл всенародную известность в Советском Союзе. 12 декабря 1937 года он был избран депутатом Совета национальностей Верховного совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР.

Лётчик Валерий Чкалов с женой Ольгой и сыном Игорем после успешного беспересадочного перелета Москва – Ванкувер (США) через Северный полюс (27 июля 1937 года)

15 декабря 1938 года Чкалов разбился в ходе испытательного полёта на новом истребителе И-180 конструкции Поликарпова. При заходе на посадку у самолёта отказал мотор. Стараясь избежать падения на жилые постройки, лётчик столкнулся с высоковольтной опорой, получил серьёзные ранения и позже скончался в Боткинской больнице. После гибели Валерия Чкалова был арестован ряд руководителей авиационного завода, причастных к организации этого полёта. Они были приговорены к длительным срокам лишения свободы за выпуск в полёт самолёта с многочисленными неисправностями, повлёкшими за собой гибель лётчика.

Почтовый конверт СССР (1984 год)

Валерий Чкалов похоронен в Москве – урна с прахом была установлена в Кремлёвской стене. Поблизости от места катастрофы, на пересечении Хорошёвского шоссе с Хорошёвским тупиком, в 1998 году был установлен памятный камень.

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о