24 июля 2021, 10:00

Лозанна – старинный город, расположенный на юго-западе Швейцарии на северном берегу Женевского озера. Город удивительным образом сочетает в себе черты динамичного коммерческого центра и уютного курортного городка. Здесь находятся штаб-квартира Международного олимпийского комитета, а также Олимпийский музей и парк. Расположенный на холмах Старый город славится средневековыми улицами со множеством магазинов и готическим собором XII века с богато украшенным фасадом.

Общественный транспорт Лозанны представлен в основном троллейбусами, а также автобусами, метрополитеном и пригородными поездами

Общественный транспорт Лозанны представлен в основном троллейбусами, а также автобусами, двумя линиями метрополитена и пригородными поездами. Лозаннский троллейбус – самый старый в Швейцарии – был запущен ещё в 1932 году и постепенно вытеснил трамвай, курсировавший по городу с 1896 года по 1964 год. Кстати, достаточно часто троллейбус превращается в «автобус» – складывает штанговый токоприёмник и продолжает автономное движение. Компания TL (Transports publics de la région Lausannoise) управляет всей системой общественного транспорта, поэтому тарифы являются едиными для всех видов городского транспорта.

Транспортная система Лозанны: троллейбусы (маршруты показаны красным цветом), метро (линии М1 и М2 синего цвета) и пригородная узкоколейная железная дорога LEB (серая линия)

Метро Лозанны, которое перевозит ежедневно около 75 тысяч пассажиров, состоит из двух линий. Линия M1 была открыта 24 мая 1991 года. Первоначально она называлась «Юго-Восточный Лозаннский трамвай», но позднее была включена в состав метро. На самом деле она до сих пор напоминает скорее скоростной трамвай, чем привычное нам метро. Совсем небольшая часть линии (самое начало) проходит в тоннеле, а большая часть проложена на уровне земли вдоль автомобильных дорог, при этом на линии имеется большое количество переездов со шлагбаумами.

Линия М1 напоминает скорее скоростной трамвай, чем метро

Линия М1 в основном одноколейная, с разъездами, как правило, на станциях. На некоторых станциях всего одна платформа, поэтому поезда, идущие в разных направлениях, останавливаются по очереди. Эта линия соединяет центр города с пригородом Renens, Университетом Лозанны UNIL и Политехнической Школой Лозанны EPFL. Длина линии – 7,8 км, на ней расположены 15 станций, из которых только три – подземные. На линии используются сочленённые двухсекционные поезда. Время поездки по линии – около 20 минут. Интервал движения поездов составляет от 10 до 15 минут, по воскресеньям доходит до 20 минут.

На линии используются сочленённые двухсекционные поезда

Линия M2 была торжественно открыта 18 сентября 2008 года в присутствии министра транспорта Швейцарии и руководства города, проработала бесплатно три дня и… закрылась. Для обычных пассажиров линия заработала только 27 октября того же года. Предшественником этой линии был фуникулёр Лозанна – Уши, открытый ещё в 1877 году. В 1959 году линия фуникулёра была переоборудована в зубчатую железную дорогу, которая стала официально называться «метро».

На станции Bassenges (линия М1) всего одна платформа, поэтому поезда, идущие в разных направлениях, останавливаются на ней по очереди

Проект линии М2 был разработан в 2001 году по французской технологии автоматизированного метро типа VAL. В 2002 году проект был одобрен на городском референдуме и получил финансирование. После закрытия 22 января 2006 года зубчатой железной дороги началось сооружения второй линии метро. Кстати, в ходе аналогичного референдума, проведенного в Цюрихе, жители города высказались против строительства метро, в результате чего Лозанна стала единственным городом Швейцарии с полноценным метрополитеном.

Пожалуй, это самое «инстаграммное» место Лозанны – мост Bessières с линией метро на переднем плане и собором прямо над ним

Большая часть линии М2 (около 70%) – подземная. На линии используют поезда с резиновыми колёсами, так как использование поездов с обычными металлическими колёсами невозможно из-за слишком больших уклонов на линии – перепад высот составляет 375 метров, а максимальный уклон достигает 12%. Длина линии составляет 5,9 км, на ней расположены 14 станций, время в пути составляет около 18 минут. Интервалы движения поездов между станциями CFF Station и La Sallaz составляют 3 минуты, на остальной части линии – 6 минут. На линии используются двухвагонные поезда типа Be 8/8 TL, основанные на конструкции парижских поездов метро типа MP 89CA.

На линии М2 используются двухвагонные поезда типа Be 8/8 TL

В начале эксплуатации полностью автоматизированной линии М2 было очень много сбоев, особенно в часы пик. Например, если пассажиры удерживали двери на станции и отправление поезда задерживалось, то сбой в расписании мог привести к остановке движения по всей линии. До сих пор проблема соблюдения графика движения поездов остаётся очень острой. В зимнее время могут возникать сбои в работе М2, связанные с погодой: так как часть линии проходит на открытых участках, то, учитывая рельеф, сильный снегопад может стать серьёзной проблемой для движения поездов. Впрочем, как и для всего транспортa в городе.

Линия М2 спроектирована по французской технологии автоматизированного метро типа VAL

Линия М2 соединяет причал и набережную Женевского озера с северным пригородом Epalinges и окраинами Лозанны. Сегодня это самая короткая линия полностью автоматизированного метро в мире. Обе линии пересекаются на станции Lausanne-Flon, откуда можно сделать пересадку на станцию пригородной узкоколейной железной дороги LEB. В перспективе планируется сооружение третьей линии, которая свяжет железнодорожный вокзал с городским аэроклубом Blesheret.

М2 сегодня самая короткая линия полностью автоматизированного метро в мире

Билеты на проезд в транспорте Лозанны можно купить в билетных автоматах, которые установлены на всех остановках автобусов и на станциях метро. Автоматы принимают швейцарские франки (CHF) и банковские карты. Стоимость билета зависит от расстояния, которое определяется зонами. Самый дешёвый билет стоит 2.70 CHF (1 CHF = 80 рублей) и действует в течение получаса в автобусах и метро в пределах одной зоны. Стоимость билета на одну поездку для зон 11 и 12 (Grand Lausanne) без ограничения числа пересадок до окончания срока действия билета (1 час с момента покупки билета) составляет 3.70 CHF. Билет на весь день (Carte Journalière – он действует до 5 утра следующего дня) можно также купить в билетном автомате за 9.30 CHF.

Вход на станцию Lausanne-Flon линии М2

Кстати, в своё время введение новых зон и тарифов на проезд вызвало много дебатов среди жителей города, так как первоначально в базовый тариф была включена только зона 11 (практически только центр города). Людям, живущим на окраинах Лозанны, чтобы доехать до дома, приходилось дополнительно оплачивать проезд в зоне 12, хотя они являлись такими же жителями города, при этом зачастую менее обеспеченными. И случилось чудо – муниципалитет пошёл им на встречу и зона 12 была включена в базовый тариф для проезда по городу.

Lausanne Transport Card – бесплатный проездной, который можно получить в отеле

Приятной особенностью системы оплаты проезда является Lausanne Transport Card – персональный билет по городу, дающий право бесплатного проезда внутри зон 11, 12, 15, 16, 18 и 19 (2-м классом), выдаваемый постояльцам отелей в Лозанне. Карта выписывается при заселении и действует на весь срок проживания в отеле, включая день выезда. Кстати, такие же бесплатные билеты на городской транспорт можно получить в отелях Женевы, Базеля и Берна.

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о