26 июня 2020, 09:05

Катастрофа – ужаснейшее трагическое событие, а очевидцы катастроф – испуганные люди, со стрессом на долгое время, это — негатив, страшные воспоминания и т.д.

Казалось бы, всё вышеперечисленное никак не может быть запечатлено на каких-то коллекционных материалах, например на почтовых открытках. Но это сейчас, а в начале прошлого века – это считалось нормой и отчасти неким эксклюзивом.

Давайте разберёмся.

Почтовые открытки в начале 20 века с разнообразными тематиками скупались достаточно хорошо. Поздравления с Рождеством, с Пасхой, с Днём Рождения и другими праздниками размещались на открытках с рисунками или фотографиями. Поздравить с праздником близкого человека, друга или знакомого можно было лишь встретившись с ним или же отправкой почтовой открытки – других коммуникаций на тот период времени не существовало.

Вот некоторые дореволюционные открытки на близкую нам тему — “железная дорога”.

По сути и сейчас ничего не изменилось – по праздникам мы отправляем живые открытки по различным мессенджерам или по электронной почте, голосовые сообщения и т.д. Но, помимо поздравлений, мы также делимся и какой-то важной информацией, фотографиями в соц.сетях. А как можно было делиться некоторыми событиями в начале прошлого века?

Так на “Диком-Диком-Западе” придумали почтовые карточки с происшествиями поездов, которые продавались в привокзальных ларьках вместе с газетами, на почте и даже в цветочных магазинах. Нам кажется, что в то время, отправляя такие открытки, человек возвышал и причислял себя к рангу значимых и уважаемых людей, ведь, возможно, он был очевидцем этого происшествия где-то там в Париже, а открытку будут рассматривать все соседи и односельчане за сотни километров от столицы Франции. Зачастую почтовые карточки и не заполнялись, как такового послания не было – только адрес получателя на открытке и всё.

Италия. 1908 г.



Португалия. Начало XX века.



Румыния. Начало XX века.



США. 1906 г.



Одни и те же катастрофы иногда показывались фотографами с различных ракурсов. Вот например, крушение поезда на вокзале Монпарнас в Париже. Прибывающий на вокзал поезд из-за неисправности тормозов не сумел остановиться и, пробив тупиковый упор, вылетел на улицу. Трагикомичный финал — ни один пассажир не погиб, а вот продавщица газет на вокзале была раздавлена. В итоге — выпуск многотиражных открыток.

Франция. 1895 г.
Франция. 1895 г.



Франция. 1904 г.



Иногда выпускались серии одной и той же катастрофы. А «последствия» крушений не так быстро восстанавливались и убирались, так что у местного населения было достаточно много времени для проведения своего досуга вокруг места катастрофы.

Франция. 1907 г.
Франция. 1907 г.
Франция. 1907 г.



Франция. 1908 г.



Позирование на фоне катастрофы не менее жёсткий «трэш» — как высказались бы сейчас многие.

Франция 1908 г.



Франция. 1910 г.



Франция. 1910 г.



Франция. 1910 г.



Франция. 1919 г.



Франция. 1921 г.



Франция. 1925 г.



Франция. 1926 г.

Больше всего таких “crash-открыток” было выпущено во Франции, видимо, количество фотографов и железнодорожных катастроф на душу населения было больше, чем в других странах. Однако, и в других странах было выпущено множество открыток подобного рода.

На самом деле и в дореволюционной России было несколько выпусков открыток с крушением поездов, но спроса и дикой популярности эти открытки не имели. Помимо разного рода причин, существенное влияние оказало крушение императорского поезда в 1888 году, новость о которой разлетелась по всей Империи молниеносно. Несмотря на многочисленные жертвы, императорская семья чудом уцелела.

Факт остаётся фактом, сегодня уже определённо и чётко сформировалась тематика в коллекционных кругах — «катастрофы», и в частности «крушение поездов» — о чём мы вам рассказали и попытались разобраться. Выводы, как говорится, делать только вам.

И вопрос к нашим филокартистам, а у вас есть в коллекции похожие почтовые открытки?