Катастрофа – ужаснейшее трагическое событие, а очевидцы катастроф – испуганные люди, со стрессом на долгое время, это — негатив, страшные воспоминания и т.д.
Казалось бы, всё вышеперечисленное никак не может быть запечатлено на каких-то коллекционных материалах, например на почтовых открытках. Но это сейчас, а в начале прошлого века – это считалось нормой и отчасти неким эксклюзивом.
Давайте разберёмся.
Почтовые открытки в начале 20 века с разнообразными тематиками скупались достаточно хорошо. Поздравления с Рождеством, с Пасхой, с Днём Рождения и другими праздниками размещались на открытках с рисунками или фотографиями. Поздравить с праздником близкого человека, друга или знакомого можно было лишь встретившись с ним или же отправкой почтовой открытки – других коммуникаций на тот период времени не существовало.
Вот некоторые дореволюционные открытки на близкую нам тему — “железная дорога”.
По сути и сейчас ничего не изменилось – по праздникам мы отправляем живые открытки по различным мессенджерам или по электронной почте, голосовые сообщения и т.д. Но, помимо поздравлений, мы также делимся и какой-то важной информацией, фотографиями в соц.сетях. А как можно было делиться некоторыми событиями в начале прошлого века?
Так на “Диком-Диком-Западе” придумали почтовые карточки с происшествиями поездов, которые продавались в привокзальных ларьках вместе с газетами, на почте и даже в цветочных магазинах. Нам кажется, что в то время, отправляя такие открытки, человек возвышал и причислял себя к рангу значимых и уважаемых людей, ведь, возможно, он был очевидцем этого происшествия где-то там в Париже, а открытку будут рассматривать все соседи и односельчане за сотни километров от столицы Франции. Зачастую почтовые карточки и не заполнялись, как такового послания не было – только адрес получателя на открытке и всё.
Одни и те же катастрофы иногда показывались фотографами с различных ракурсов. Вот например, крушение поезда на вокзале Монпарнас в Париже. Прибывающий на вокзал поезд из-за неисправности тормозов не сумел остановиться и, пробив тупиковый упор, вылетел на улицу. Трагикомичный финал — ни один пассажир не погиб, а вот продавщица газет на вокзале была раздавлена. В итоге — выпуск многотиражных открыток.
Иногда выпускались серии одной и той же катастрофы. А «последствия» крушений не так быстро восстанавливались и убирались, так что у местного населения было достаточно много времени для проведения своего досуга вокруг места катастрофы.
Позирование на фоне катастрофы не менее жёсткий «трэш» — как высказались бы сейчас многие.
Больше всего таких “crash-открыток” было выпущено во Франции, видимо, количество фотографов и железнодорожных катастроф на душу населения было больше, чем в других странах. Однако, и в других странах было выпущено множество открыток подобного рода.
На самом деле и в дореволюционной России было несколько выпусков открыток с крушением поездов, но спроса и дикой популярности эти открытки не имели. Помимо разного рода причин, существенное влияние оказало крушение императорского поезда в 1888 году, новость о которой разлетелась по всей Империи молниеносно. Несмотря на многочисленные жертвы, императорская семья чудом уцелела.
Спасибо, весьма познавательно