24 января 2020, 10:00

Чехословацкий маневровый

В 1957 году заводы ЧКД начали выпуск четырехосных маневровых локомотивов с электрической передачей получивших на железных дорогах Чехословакии индекс Т 435.0. А уже в 1958 году Советский Союз приобрел два опытных локомотива этого типа. Но сначала несколько слов о заводах ЧКД.

Табличка завода-изготовителя ЧКД

ЧКД (чеш. ČKD – Českomoravská Kolben-Daněk) – одна из крупнейших и старейших марок в области машиностроения и электротехники в Чехии (бывшей Чехословакии), которая была основана в 1927 году путем слияния 2 небольших компаний производивших шахтное, пищевое оборудование и оборудование для гидроэлектростанций. В 30-х года компания выпускала паротурбинное и электротехническое оборудование, паровозы и дизельные двигатели, не менее важной отраслью деятельности предприятия стал выпуск бытовой техники. В период Второй мировой войны часть производства была переведена на снабжение техникой немецких вооруженных сил, а после войны предприятие было национализировано. Основным направлением поставки продукции стали страны Варшавского договора, а основной продукцией локомотивы и трамваи – известные во всем мире Tatra. В лучшие годы число сотрудников предприятия доходило до 50 тыс. человек. После развала Советского Союза (основного рынка сбыта продукции) образовано акционерное общество «ЧКД – Прага» полностью принадлежащее государству, резко снизившийся объем заказов приводит к тому, что в 1998 году холдинг «ЧКД» окончательно прекращает свое существование. В том же году предпринимаются попытки по возрождению производства, а в 2004 возникает групп «ЧКД ПРАГА», которая существует и по сей день, но это уже другое предприятие и прежних объемов производства и мировой известности оно не приобретает.

Т435. ЧМЭ2 европейской колеи

Итак, тепловозы серии Т 435.0 получают на Советских железных дорогах наименование ЧМЭ2 (Чехословацкий Маневровый с Электрической передачей, тип 2, первым типом считается тепловоз ВМЭ1, поставлявшийся в СССР венгерский DVM4) и №№ 001 и 002. После испытаний были внесены предложения по улучшению конструкции – повышению экономичности дизель-генераторной установки и увеличению сцепного веса. В 1959-1960 годах на железные дороги СССР начали поступать уже серийные тепловозы, сцепной вес которых был доведен до 64 т и, как следствие, повышена сила тяги. С № 063 в конструкцию тепловоза были внесены существенные изменения. Увеличены общие габариты: длина по осям автосцепок увеличена на 800мм, ширина на 113 мм и высота на 170мм. Из-за появления трещин усилена рама локомотива, а для облегчения осмотра и обслуживания экипажной части еще и приподнята. Значительно изменена конструкция тягового генератора и применены другие тяговые электродвигатели.

ЧМЭ2-024 раннего выпуска на челюстных тележках

С №211 вместо челюстных тележек начали применять более совершенные и надежные в эксплуатации бесчелюстные тележки, одновременно был увеличен диаметр шеек осей колесных пар. Под тепловозы ранних номеров так же стали подкатывать новые тележки. Локомотивы серии ЧМЭ2 строились вплоть до 1965 года. Тепловозы ЧМЭ2 работали на многих железных дорогах СССР и большая их часть исключена из инвентаря в середине 80-х годов, многие из них были переданы или проданы промышленным предприятиям, где и сейчас они несут свою службу. Например Люблинский литейно-механический завод в Москве до недавнего времени обладал парком из 4-х таких локомотивов. Сегодня предприятия из «куста» подъездных путей от станции Балашиха обслуживаются именно чехословацкими локомотивами серии ЧМЭ2.

ЧМЭ2-422 позднего выпуска

Всего было построено 522 локомотива этого типа. На сети железных дорог (в основном частные и в промышленности) пока еще эксплуатируются данные локомотивы, их осталось менее четырех десятков и с каждым годом встретить их все сложнее и сложнее.

Тепловоз выпускался не только на широкую колею(1524мм, а позже 1520 мм), но и до сих пор эксплуатируется на своей исторической Родине, что и послужило (вероятнее всего) появлению масштабной модели. Раннюю версию тепловоза производит компания PMT в междунардном масштабе 1:87. В советской окраске выпущен тепловоз ЧМЭ2-024 построенный в 1959-м, а списанный аж в 2014-м году в депо Балашов, Юго-восточной железной дороги. Модель с приводом на все 4 оси, выполнено освещение по направлению движения, есть разъем под декодер цифрового управления.

Модель тепловоза ЧМЭ2-024 фирмы PMT (на переднем плане)

Позднюю модификацию ЧМЭ2 выпускает фирма MTB в нескольких окрасках. Один из них тепловоз с номером 442 прототип, которого и сегодня работает на подъездных путях промышленного транспорта от станции Балашиха Московской железной дороги. Модель окрашена в зеленый цвет, установлен разъем под декодер и звуковой динамик, выполнено освещение по направлению движения. В модели реализована разница в конструкции тележек и габаритах тепловоза раннего и позднего выпуска.

Различия тепловозов раннего и позднего выпусков реализованные в моделях (ЧМЭ2-442, производства MTB снизу)

Посмотреть на тепловоз можно в экспозиции Музея железных дорог на Рижском вокзале. «Живой» тепловоз пока еще работает на подъездном пути от станции Балашиха

* фотографии взяты из открытых источников

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о