19 сентября 2021, 10:00

Эта фамилия давно стала именем нарицательным – так называют всех, кто претендует что-то изобрести, не имея никакого систематического образования. Ещё все знают, что Иван Кулибин происходил из простого народа и что он был великим изобретателем. Но вот что конкретно он изобрёл, знают далеко не все. Что, в общем-то, неудивительно: большинство его творений так и не было воплощено, а сам Кулибин был для знати чем-то вроде придворного шута – безделушки и фейерверки ценились куда лучше, чем действительно полезные изобретения.

Механик-изобретатель Иван Кулибин

10 (21) апреля 1735 года в слободе Подновье, что под Нижним Новгородом (теперь это часть города) в купеческой семье родился мальчик Ваня. Отец его был купцом средней руки, торговал мукой. А сам мальчик оказался способным и весьма любознательным, много читал, увлекался механикой и учился у часовщиков. В общем-то, про его становление мы знаем мало, но, по всей видимости, ближе к 30 годам он был уже известным в Нижнем Новгороде мастером. И клиентов у него было много, главным образом в своей, купеческой среде. Во всяком случае, когда в 1764 году было объявлено, что город почтит своим посещением сама императрица Екатерина II, местное купечество решило сделать ей царский подарок. А заодно и выслужиться. А подарком должны были стать чудесные часы в виде гусиного яйца. Изготовить их должен был Иван Кулибин. Однако за три года довести подарок до ума мастер не успел, и потому Екатерине, которая приехала через три года, в 1767 году, были подарены несколько оптических приборов кулибинской работы. Добиться аудиенции у императрицы было очень сложно, пришлось даже привлекать к этому делу губернатора, который ходил на поклон к тогдашнему фавориту Григорию Орлову. Императрица подивилась приборам, но больше её заинтересовали часы-яйцо. И она приказала мастеру, как он закончит работу, привезти их к ней в Петербург. Что и было исполнено ещё через два года. Екатерине яйцо чрезвычайно понравилось. Императрица не только заплатила мастеру хорошие деньги, но и назначила его на должность начальника механических мастерских при Академии наук.

Вот как описываются удивительные часы, созданные Иваном Кулибиным, в книге Виктора Карпенко: «Они отбивали каждый час, половину и даже четверть часа. По завершении часа в яйце отворялись створчатые дверцы, открывая золоченый чертог. Против дверей стояло изображение гроба Господня, в который вела затворенная дверь. По сторонам гроба стояли два воина с копьями. Через полминуты после того, как отворялись двери чертога, являлся ангел. Дверь, ведущая к гробу, раскрывалась, и стоящие воины падали на колени. Появлялись жены-мироносицы и слышался сопровождаемый звоном церковный стих «Христос Воскресе!», исполнявшийся трижды. Во второй половине дня ежечасно исполнялся уже другой стих: «Воскрес Иисус из гроба». В полдень часы играли гимн, сочиненный самим Кулибиным. Фигурки ангелов, воинов и жен-мироносиц были отлиты из золота и серебра».

Огромная часть жизни Ивана Кулибина уходила на развлечения знати и детишек знати – фейерверки, механические игрушки, часы самых различных компоновок и прочее, и прочее – всё это было интересно и занимательно, но практического значения не имело. А вот что могло стать полезным, так это построенное им водоходное судно. Все мы знаем картину Репина «Бурлаки на Волге», а некоторые из нас ещё помнят бурлаков Некрасова. В конце XVIII века изнурительный, но недорогой труд бурлаков был самым распространённым способом подъёма грузов по реке против течения. Правда, были и суда, приводимые в движение волами. Волы на судне шли по кругу и накручивали канат на вал, канат был привязан к якорю, а якорь крепился примерно в километре впереди. Таким образом, волы подтягивали судно к закреплённому якорю. Потом якорь переносился вперёд, и так далее. Нечто подобное придумал и Кулибин. Только вместо волов он использовал энергию самой воды. Для этого он снабдил судно двумя колесами с лопастями. Течение вращало колеса, энергия передавалась на вал, канат накручивался, корабль-водоход сам подтягивал себя к якорю.

Самоходная баржа Ивана Кулибина

В 1782 году, с трудом добившись финансирования, Кулибин построил небольшое судно, нагрузил его почти 65 тоннами песка и продемонстрировал. Судно оказалось надёжным и двигалось гораздо быстрее, чем корабли на воловьей или бурлацкой тяге. Ещё один такой водоход он соорудил значительно позже – в 1804 году, уже при Александре I. Но ни при Екатерине, ни при её внуке соответствующие ведомства финансирования не открыли. Водоходы так и не получили путевку в жизнь.

А вот построенный Иваном Кулибиным винтовой лифт применение нашёл. Правда, пользовался им только один человек – императрица Екатерина II. Собственно, для неё он и создавался. К середине 90-х годов она уже постарела и сильно поправилась. Ходить по лестницам ей было тяжело, а по Зимнему дворцу надо было как-то передвигаться. В общем, она заказала лифт Кулибину. Причём хотела непременно лифт-кресло. Построить лебёдочный лифт было нехитрой задачей – они были известны ещё в Древнем Египте, где приводились в движение опять же животными или людьми. Но кресло? К нему лебёдку сверху не прицепишь, а привяжешь снизу – царственной пассажирке будет неудобно.

Чертёж «подъёмного кресла» Ивана Кулибина

И Кулибин придумал винтовой лифт: основание-кресло крепилось на длинную винтовую ось и двигалось по ней подобно гайке. Слуга крутил рукоятку, вращение передавалось на ось, и так поднималось кресло вместе с царицей на галерею второго этажа. После смерти Екатерины лифтом пользовались придворные для развлечения, а потом шахту заложили кирпичом. Заметим, что второй такой лифт построил Отис в 1859 году, то есть примерно через 65 лет после Кулибина.

Но что действительно заслуживает изумления, так это мост. В пушкинском «Медном всаднике» есть такие строки: «В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами». Так вот: во времена Пушкина над Невой не было никаких мостов. Над мелкими каналами и речками были пешеходные, а над Невой – не было. Первый постоянный мост через Неву (Благовещенский) построили аж в 1850 году. До этого все мосты были наплавными, удерживаемыми на плаву понтонами или лодками, на которые клался настил. Весной такие мосты наплавляли, а к зиме убирали, поскольку передвигались по льду. Так вот: Кулибин почти тридцать лет (до начала XIX века) работал над созданием постоянного однопролётного моста через Неву!

Проект арочного деревянного моста через Неву

Теории мостостроения тогда не было и в помине, законы сопромата были тоже практически неизвестны – Кулибин пришёл к ним опытным путём. Он изготовил действующий макет, на котором рассчитал усилия и напряжения в различных частях моста. Сперва изобретатель разрабатывал мост на собственные средства, но на финальный макет ему выделил денег граф Потёмкин. Модель в масштабе 1:10 достигала длины 30 метров. Все расчёты моста были представлены Академии наук и проверены знаменитым математиком Леонардом Эйлером, который, как известно, полжизни провёл в России. Правда, к тому времени Эйлер был уже слеп, но это ему не помешало выяснить, что все расчёты Кулибина верны. Более того: испытания модели показали, что мост имеет огромный запас прочности, а его высота позволяет парусным судам проходить без каких-либо специальных операций. Добавим к этому, что Кулибин впервые предложил использовать в конструкции моста решётчатые фермы – через 30 лет после этого американский архитектор Итиэль Таун запатентовал такую же систему. Добавим также, что уже в новейшее время, а именно в 1936 году, был проведён экспериментальный расчёт моста современными методами, с использованием всех законов сопромата, в ходе которого выяснилось, что Кулибин не сделал ни одной ошибки! Кулибина наградили медалью. Он даже получил премию. Но средств на строительство моста правительство так и не выделило. Как уже было сказано, первый постоянный мост через Неву построили лишь в 1850 году.

Самокатка Ивана Кулибина ( реконструкция А.А. Ростовцев)

Строго говоря, все перечисленные вещи Кулибин не изобретал – в тех или иных вариантах они существовали и раньше. Но он их усовершенствовал. Так, современные ему маяки использовали системы зеркал, но Кулибин сделал лучше – пламя всего одной свечи, размещенной в вогнутой зеркальной полусфере, давало мощный направленный поток света. Фактически это был прожектор. Изобретатель предполагал его использование для освещения улиц, но опять же не получилось. Правда, мастер впоследствии изготовил несколько прожекторов для кораблевладельцев, а затем соорудил фонарь поменьше для кареты. Успел даже заработать, но немного: авторского права не было, и каретные фонари стали собирать другие мастера. Одним из самых знаменитых изобретений Кулибина принято считать «самобеглую» коляску – трехколёсный механический экипаж, который приводил в движение человек, крутящий педали. Но на самом деле в Европе к тому времени было уже довольно много подобных конструкций. Так же, как задолго до Кулибина существовали механические протезы. Но он разработал собственный проект механических ног – протезов, способных заменить потерянную выше колена ногу. Первый вариант такого протеза был создан в 1791 году, а его владельцем, а заодно и испытателем стал поручик Сергей Непейцын, потерявший ногу при штурме Очакова. Впоследствии он дослужился до генерала.

«Как-то в тёмную осеннюю ночь на Васильевском острове появился огненный шар. Он освещал не только улицу, но и Английскую набережную. Толпы народа устремились на свет, творя молитвы. Вскоре выяснилось, что это светит фонарь, вывешенный знаменитым механиком Кулибиным из окна своей квартиры, которая помещалась на четвертом этаже Академии»…

Но, даже несмотря на то что большую часть изобретений Ивану Кулибину так и не удалось воплотить в жизнь, он всё равно сделал огромное количество полезных вещей, помимо уже описанных. Он наладил работу механических мастерских, где под его руководством и при его участии изготавливались самые различные приборы – от весов до телескопов. Он придумал оригинальную систему спуска кораблей на воду, он сконструировал равномерно разбрасывающую зерно сеялку, он создал первый в России оптический телеграф, он разработал проект моста через Волгу. И главное – он заложил основы российского изобретательства, что очень пригодилось его последователям, когда появилось (уже при Александре I) авторское право.

Памятник на могиле Ивана Кулибина на Петропавловском кладбище в Нижнем Новгороде

Воспитан был изобретатель в очень строгих правилах (его отец был старообрядцем) и потому всю свою жизнь не употреблял табака и не прикасался к спиртному. Единственной, кажется, его слабостью была любовь к женскому полу. Женат Кулибин был трижды, причем последний раз женился, когда ему было 70 лет. Последние годы жизни Иван Кулибин провёл в родном Нижнем Новгороде. Где и умер в 1818 году.

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о