12 сентября 2021, 10:00

Панама (официально название города звучит как Нуэстра-Сеньора-де-ла-Асунсьон-де-Панама) – один из старейших городов Центральной Америки. На языке индейцев куэва слово «панама» обозначало «место, изобилующее рыбой». В столице Республики Панама сегодня проживает более 880 тысяч жителей и около 1,5 млн – в границах агломерации (метрополии Большой Панамы). Старая Панама и исторический центр новой Панамы в 1997 году были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2003 году город Панама был признан «Культурной столицей Америки». Удобное географическое положение, высокоразвитая инфраструктура и банковский сектор, относительно стабильное экономическое и политическое положение, превратили Панаму в крупный международный финансовый центр. Сравнительно низкие цены при высоком уровне жизни позволили Панаме войти в ТОП10 лучших мест в мире, где комфортно можно провести остаток жизни после выхода на пенсию.

Панамский метрополитен (Metro de Panamá) является частью крупного «Национального генерального плана» по улучшению транспортного сообщения в Панама-Сити и западной части страны, рассчитанного до 2035 года. План включает строительство ещё четырех линий метро (линия 3 в настоящее время активно строится), линий скоростного трамвая и монорельсовой дороги. Проектирование первого участка метро началось в июле 2009 года.

Сегодня в метро Панамы две линии, на которых расположено 30 станций. Третья линия, которая пройдёт под Панамским каналом, – в процессе строительства

Строительство Панамского метрополитена было начато в декабре 2010 года. Открытие состоялось 5 апреля 2014 года. На торжественном открытии метрополитена присутствовал президент Республики Панама Рикардо Мартинелли. Проект был реализован консорциумом французской, бразильской и испанской компаний, а его стоимость составила 1,8 млрд долларов. Панамский метрополитен стал первой системой подземного транспорта в странах Центральной Америки.

Вход на станцию панамского метро

Сегодня метро Панамы состоит из двух линий. Первая линия проходит в основном с севера на юг от Сан-Исидро до автобусной станции Альбрук. Протяженность линии 1 – 15,8 км (из которых 7,2 км – подземный участок), в составе линии 14 станций, из которых 7 расположены под землёй, 6 надземных (на эстакаде) и одна наземная станция Альбрук. Платформы станций длину 110 метров. Путь из одного конца линии до противоположного занимает около 25 минут.

Подземная станция

Вторая линия была открыта 25 апреля 2019 года. Её длина – 22 км, на ней расположено 16 станций. На западной конечной Сан-Мигелито можно пересесть на линию 1. Планируется сооружение третьей линии с 14-ю станциями, протяженность которой составит около 25 км, включая 5-километровый подземный участок. Часть линии пройдёт в тоннеле под Панамским каналом в направлении западной части Панама–Сити. Протяженность тоннеля под проливом составит 4 км, диаметр – 13 метров, а глубина заложения – около 50 метров. Как отметил директор по проектам и планированию Панамского метрополитена Агустин Ариас, проект может быть успешно реализован, так как опыт строительства глубокого метрополитена в Панаме уже имеется: некоторые участки действующей линии 1 имеют глубину заложения более 35 метров.

Кстати, первоначально планировалось запустить поезда по мосту над Панамским каналом, совмещённому с автомобильным движением. Однако власти страны от такого варианта отказались: выяснилось, что основные опоры сооружаемого моста (четвёртого по счёту, проходящего над каналом) находятся на линии геологического разлома и требуют дополнительного усиления, что, в свою очередь, приведёт к дополнительным затратам и пересмотру сроков реализации проекта. Именно поэтому было принято решение пустить метро под каналом, а строящийся мост сделать исключительно автомобильным.

В вагонах обычно просторно, но в часы пик пассажиров может быть довольно много

Метрополитен Панамы по будним дням работает с 5 часов утра до 23:00, по субботам закрывается на час раньше, а по воскресенье и праздничным дням он открыт с 7 часов утра до 22:00. Ежедневно метрополитен Панамы перевозит почти 200 тысяч пассажиров. Логотип панамского метро был разработан Вирджилио Родриго Милордом Ли, который представил эту работу под псевдонимом PUNTOPA. На официальном логотипе название METRO DE PANAMA выполнено серым шрифтом без засечек, легко читаемым и узнаваемым. В основе логотипа синий круг – простая геометрическая форма, которая символизирует собой один из старейших символов, существующих в человечестве для обозначения движения – колесо. Вертикальные линии на логотипе – это шпалы, на которые уложены рельсы, а буква «М» — традиционный символ обозначения системы метрополитенов во всём мире.

Станция метро Панамы, расположенная на эстакаде

Более двух месяцев – с момента открытия по 15 июня 2014 года – проезд в Панамском метрополитене был бесплатным. С момента начала коммерческой работы метрополитена и до настоящего времени стоимость одной поездки составляет 35 центов. Стоимость проезда в автобусах дешевле – 25 центов. Для студентов предусмотрена скидка 50%, таким образом поездка в метрополитене и MetroBus стоит для них 17 центов (скидка действует только с 5:00 до 20:00 с понедельника по пятницу и не действует во время школьных каникул). Пенсионеры и инвалиды также ездят в метро со скидкой – им одна поездка обходится в 24 цента. Проезд в метро и наземном транспорте оплачивается с помощью пластиковой транспортной карты, имеющей залоговую стоимость 2 доллара

Транспортная карта Панамы

Кстати, национальная валюта Республики Панама называется Бальбоа (международное обозначение — PAB). Один PAB равняется 100 сентиссимо (сентаво). В стране в обращении находятся монеты в 1, 1⁄2, 1⁄4, 1⁄10 бальбоа, 5 и 1 сентесимо, иногда встречаются памятные монеты мелких номиналов. А вот банкноты в панамских бальбоа не выпускаются, их роль выполняют доллары США, являющиеся законным платёжным средством (курс бальбоа привязан к доллару США в соотношении 1:1). Только однажды, в 1941 году, были выпущены банкноты номиналом в 20, 10, 5 и 1 бальбоа, однако спустя несколько дней они были изъяты из обращения, получив название «семидневных долларов».

В рамках проекта METROCULTURA в метрополитене Панамы разместили плакаты, посвящённые правилам поведения в общественном транспорте во время пандемии коронавируса

Подвижной состав Панамского метрополитена произведён компанией Alstom в Санта-Перпетуа-де-Могода в Испании и прошли предварительные испытания в сети FGC в Барселоне. Все вагоны оснащены кондиционерами, информационными табло, системами видеонаблюдения и полностью оборудованы для пассажиров с ограниченными возможностями. Поезда, изначально состоящие их трёх вагонов, могут вместить до 600 пассажиров. Длина платформ на всех станциях рассчитана на пятивангонные составы, которые уже в небольшом количестве начинают выходить на линии. Питание осуществляется с помощью контактной электросети напряжением 1500 В постоянного тока. Для комфортного доступа на станции метро установлены лифты, но пользоваться ими настоятельно советуют только людям с ограниченными возможностями и мамам с детскими колясками. В вагонах поездов для подобного контингента пассажиров выделены специальные места, которые обозначаются оранжевым цветом.

В рамках проекта METROCULTURA на 4 станциях метро установили стойки буккроссинга

Одна из недавних культурных инициатив панамского метро –Bibliometro – стойки буккроссинга, размещённые на 4 станциях, где можно бесплатно взять книгу в дорогу.

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о